Дымовые трубы и дымовые ходы

 

Дымовые трубы и дымоходы по конструкции подразделяются на три вида:

•   коренные;

•   насадные;

•   встроенные.

Коренные трубы устанавливают на отдельном фундаменте как внутри помещения, так и снару­жи. Насадные трубы устанавливают  непосредст­венно на очагах различных конструкций. Встроен­ные трубы встраивают непосредственно в капи­тальные стены зданий и сооружений.

Дымовые трубы предназначены для создания тяги в очагах и отвода продуктов сгорания наружу в атмосферу.

Встроенные трубы следует располагать во внут­ренних капитальных стенах здания, во избежание переохлаждения дымовых газов.

Коренные трубы рекомендуется также распола­гать внутри помещений.

При устройстве дымоходов в наружных стенах и отдельно стоящих коренных труб, их необходимо утеплять, так как дымовые газы сильно охлажда­ются, что существенно снижает тягу в очагах. При переохлаждении дымовых газов возможно выпаде­ние конденсата и отложение смолянистых веществ и сажи внутри труб, что может привести к разруше­нию кладки дымовой трубы. Толщина стенок таких труб должна быть не менее 250 мм в зависимости от местных климатических условий. При температуре ниже 30 °С толщина стенок должна быть 500 мм.

Каждый отопительный прибор должен иметь свой отдельный дымоход. Возможность подключе­ния двух очагов к одному дымоходу при условии их расположения на одном уровне (этаже) и при варианте: печь + печь; камин + печь. Камины долж­ны иметь отдельные дымоходы. При подключении двух очагов к одному дымоходу следует устраивать разделительную рассечку в виде перегородки. Ды­моходы должны соединяться между собой на рас­стоянии не менее 250 мм от задвижек очагов во избежание опрокидывания тяги. При этом мини­мальное сечение дымохода должно быть не менее 300 см2 — для двух печей, а для совмещенных очагов — камин + печь — не менее 600 см2.

Коренные отдельно стоящие трубы снаружи помещений необходимо возводить следующим обра­зом. Наружная (лицевая) часть трубы выкладыва­ют на цементно-песчаном растворе, а внутренний периметр трубы выкладывают на глиняном рас­творе. Такое же правило распространяется и на встроенные трубы.

Для снижения воздействия ветра, способного на­рушить тягу в дымоходе, применяются ветрозащит­ные устройства, устанавливаемые в оголовках ды­мовых труб — флюгеры и дефлекторы. Для защиты от осадков устанавливают колпаки (зонтики).

Флюгер представляет собой подвижный прибор, изменяющий свое положение таким образом, что закрывая со стороны ветровой нагрузки выходное отверстие трубы, он в то же время оставляет дру­гую сторону трубы открытой и свободной для вы­хода дымовых газов.

Дефлектор — его действие основывается на яв­лении подсоса газов дымовой трубы с помощью вет­ра, направление которого изменяется дефлекто­ром в сторону благоприятную для движения газов.

Флюгеры и дефлекторы изготавливают из ста­ли, предпочтительно нержавеющей, так как эти изделия подвергаются сильной коррозии и быстро выходят из строя. Следует отметить, что флюгеры и дефлекторы следует применять для очагов, рабо­тающих на твердом топливе. При сжигании газа их устанавливать нельзя, так как на них конден­сируются водяные пары, что может привести к об­разованию наледи. В этом случае устанавливают зонты упрощенной конструкции.

Дымоходы горизонтальные и наклонные при­меняют  для подсоединения очагов к коренным и встроенным дымовым трубам. Длина горизонталь­ных дымоходов должна быть не более 2 м.

Дымоходы выкладываются в виде перекидного рукава, уложенного на две полосы из стального уголка. Толщина стенок нижнего и верхнего пере­крытий должна быть не менее 120 мм, при рас­стоянии от потолка и иных сгораемых конструк­ций не менее 50 мм. В противном случае дымохо­ды необходимо защищать теплоизоляционными материалами.

Для подсоединения каминов могут применяться только наклонные дымоходы под углом не более 30°.

Несколько дымоходов обычно заключаются в один стояк вместе с вентиляционными каналами, что значительно снижает затраты и не занимает много полезной площади. При проектировании дымовых труб и стояков необходимо консультиро­ваться с профессионалами.

     Ремонт дымоходов:

Очень часто при строительстве домов дымоходы выкладывают с несоблюдением технологии кладки. Применяют кирпич не соответствую­щий требованиям кладки дымоходов.

Для реставрации дымохода можно применить следующую технологию. В имеющийся канал не­обходимо вставить металлическую трубку из не­ржавеющей стали промышленного производства. Промежуток, оставшийся между металлической трубой и кирпичом, заполняют теплоизоляцион­ным негорючим материалом. Желательно приме­нять следующие теплоизоляционные материалы: вермикулит, каолиновую вату, базальтовую вату.

Если кладка канала выполнена негерметично и рядом находятся вентиляционные и иные каналы, необходимо теплоизоляционный материал смеши­вать с глиной в пропорции — 1 часть глины + 2 ча­сти теплоизоляционного материала + вода и зали­вать промежутки в канале между металлической трубой и кирпичом жидким раствором, чтобы он заполнил (затянул) щели в кирпичной кладке. Су­хой же сыпучий материал будет просыпаться в со­седние каналы.

Качественно выполненным дымовым каналом считается такой, который выложен на глинопесчаном растворе с толщиной швов не более 5 мм и из полнотелого печного кирпича с тщательно запол­ненными между кирпичами вертикальными и го­ризонтальными швами.

Дымоходы, выложенные не из полнотелого кир­пича и не на глинопесчаном растворе, считаются непригодными для эксплуатации, пожаро- и угароопасными. Непригодным считается также тот дымоход, в котором сечение канала не соответст­вует параметрам подключаемого очага, камина либо печи, а также отопительным котлам, выпус­каемым промышленностью.

Необходимость ремонта дымовых труб обычно возникает из-за плохой тяги. Важно заметить, как давно дымоход или труба стали плохо работать. Если это началось со времени сооружения печи, то возникает необходимость серьезных конструктив­ных изменений вплоть до перекладки трубы или ее реконструкции. Если дефект возник недавно, то исправления могут быть менее значительными.

Ухудшение тяги в дымоходе, ранее работавшем нормально, может быть вызвано засорением са­жей, а также завалом кусками выпавшего кирпича и раствора. Это устанавливают осмотром дымохода и контрольным спуском в трубу гири на веревке (в месте завала гиря останавливается). Иногда та­кой завал пробивается ударом гири, падающей с большим ускорением. Если завал пробить не удает­ся, разбирают стенку и удаляют завал.

Дымоход очищают от сажи метелкой, которую опускают вместе с гирей. Смолистую сажу прихо­дится выжигать огнем, разводимым в прочистном отверстии дымохода. Горение происходит недолго, но бурно, поэтому необходимо присутствие пред­ставителя пожарного надзора.

Для предотвращения образования смолистой сажи промышленностью выпускается специаль­ный состав «Противонагарная химическая компо­зиция». Норма расхода 120-250 г на 1 т топлива.

Если прочистка дымовой трубы от сажи не дала положительного результата, следует искать дру­гие причины.

      Наиболее частыми причинами ухудшения тяги являются:

  • малое сечение канала трубы;
  • наклон от оси (уводя трубу более чем на 30° — для каминов и очагов прямоточного движения ды­мовых газов);
  • выступающие кирпичи из кладки;
  • неправильное подсоединение стального пат­рубка к стояку дымовой трубы;
  • неправильно подсоединенного дополнитель­ного очага — вновь построенного;
  • прогар или разрушение стенки между двумя дымовыми стояками и с параллельно идущими вентиляционными каналами;
  • неровной внутренней поверхности дымовых каналов;
  • разрушение и выкрашивание кирпича из кладки, из-за применения для кладки стояка ды­мовой трубы кирпича не соответствующей марки (щелевого, дырчатого, силикатного и др.)»

Часто возникает задымление очага от задувания устья трубы сильными порывами ветра. Для пре­дотвращения этого явления необходимо проверить состояние дефлектора над оголовком дымовой тру­бы, а при его отсутствии — установить. Если хо­рошей работе трубы мешают более высокие сосед­ние здания, тяга в очаге может быть обеспечена наращиванием высоты трубы, вывести ее из зоны ветрового подпора.

 

Наиболее частой неисправностью дымовых труб является разрушение оголовка трубы, так как он подвергается воздействию метеорологических ус­ловий — дождь, снег, ураганный ветер. Оголовок трубы необходимо выкладывать на цементном растворе.

X
email рассылкиКонфиденциальность гарантирована
email рассылки
X
email рассылкиКонфиденциальность гарантирована
email рассылки
X
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки