Дымовые трубы и дымоходы по конструкции подразделяются на три вида:
- коренные;
- насадные;
- встроенные.
Коренные трубы устанавливают на отдельном фундаменте как внутри помещения, так и снаружи. Насадные трубы устанавливают непосредственно на очагах различных конструкций. Встроенные трубы встраивают непосредственно в капитальные стены зданий и сооружений.
Дымовые трубы предназначены для создания тяги в очагах и отвода продуктов сгорания наружу в атмосферу.
Встроенные трубы следует располагать во внутренних капитальных стенах здания, во избежание переохлаждения дымовых газов.
Коренные трубы рекомендуется также располагать внутри помещений.
При устройстве дымоходов в наружных стенах и отдельно стоящих коренных труб, их необходимо утеплять, так как дымовые газы сильно охлаждаются, что существенно снижает тягу в очагах. При переохлаждении дымовых газов возможно выпадение конденсата и отложение смолянистых веществ и сажи внутри труб, что может привести к разрушению кладки дымовой трубы. Толщина стенок таких труб должна быть не менее 250 мм в зависимости от местных климатических условий. При температуре ниже 30 °С толщина стенок должна быть 500 мм.
Каждый отопительный прибор должен иметь свой отдельный дымоход. Возможность подключения двух очагов к одному дымоходу при условии их расположения на одном уровне (этаже) и при варианте: печь + печь; камин + печь. Камины должны иметь отдельные дымоходы. При подключении двух очагов к одному дымоходу следует устраивать разделительную рассечку в виде перегородки. Дымоходы должны соединяться между собой на расстоянии не менее 250 мм от задвижек очагов во избежание опрокидывания тяги. При этом минимальное сечение дымохода должно быть не менее 300 см2 — для двух печей, а для совмещенных очагов — камин + печь — не менее 600 см2.
Коренные отдельно стоящие трубы снаружи помещений необходимо возводить следующим образом. Наружная (лицевая) часть трубы выкладывают на цементно-песчаном растворе, а внутренний периметр трубы выкладывают на глиняном растворе. Такое же правило распространяется и на встроенные трубы.
Для снижения воздействия ветра, способного нарушить тягу в дымоходе, применяются ветрозащитные устройства, устанавливаемые в оголовках дымовых труб — флюгеры и дефлекторы. Для защиты от осадков устанавливают колпаки (зонтики).
Флюгер представляет собой подвижный прибор, изменяющий свое положение таким образом, что закрывая со стороны ветровой нагрузки выходное отверстие трубы, он в то же время оставляет другую сторону трубы открытой и свободной для выхода дымовых газов.
Дефлектор — его действие основывается на явлении подсоса газов дымовой трубы с помощью ветра, направление которого изменяется дефлектором в сторону благоприятную для движения газов.
Флюгеры и дефлекторы изготавливают из стали, предпочтительно нержавеющей, так как эти изделия подвергаются сильной коррозии и быстро выходят из строя. Следует отметить, что флюгеры и дефлекторы следует применять для очагов, работающих на твердом топливе. При сжигании газа их устанавливать нельзя, так как на них конденсируются водяные пары, что может привести к образованию наледи. В этом случае устанавливают зонты упрощенной конструкции.
Дымоходы горизонтальные и наклонные применяют для подсоединения очагов к коренным и встроенным дымовым трубам. Длина горизонтальных дымоходов должна быть не более 2 м.
Дымоходы выкладываются в виде перекидного рукава, уложенного на две полосы из стального уголка. Толщина стенок нижнего и верхнего перекрытий должна быть не менее 120 мм, при расстоянии от потолка и иных сгораемых конструкций не менее 50 мм. В противном случае дымоходы необходимо защищать теплоизоляционными материалами.
Для подсоединения каминов могут применяться только наклонные дымоходы под углом не более 30°.
Несколько дымоходов обычно заключаются в один стояк вместе с вентиляционными каналами, что значительно снижает затраты и не занимает много полезной площади. При проектировании дымовых труб и стояков необходимо консультироваться с профессионалами.
Ремонт дымоходов:
Очень часто при строительстве домов дымоходы выкладывают с несоблюдением технологии кладки. Применяют кирпич не соответствующий требованиям кладки дымоходов.
Для реставрации дымохода можно применить следующую технологию. В имеющийся канал необходимо вставить металлическую трубку из нержавеющей стали промышленного производства. Промежуток, оставшийся между металлической трубой и кирпичом, заполняют теплоизоляционным негорючим материалом. Желательно применять следующие теплоизоляционные материалы: вермикулит, каолиновую вату, базальтовую вату.
Если кладка канала выполнена негерметично и рядом находятся вентиляционные и иные каналы, необходимо теплоизоляционный материал смешивать с глиной в пропорции — 1 часть глины + 2 части теплоизоляционного материала + вода и заливать промежутки в канале между металлической трубой и кирпичом жидким раствором, чтобы он заполнил (затянул) щели в кирпичной кладке. Сухой же сыпучий материал будет просыпаться в соседние каналы.
Качественно выполненным дымовым каналом считается такой, который выложен на глинопесчаном растворе с толщиной швов не более 5 мм и из полнотелого печного кирпича с тщательно заполненными между кирпичами вертикальными и горизонтальными швами.
Дымоходы, выложенные не из полнотелого кирпича и не на глинопесчаном растворе, считаются непригодными для эксплуатации, пожаро- и угароопасными. Непригодным считается также тот дымоход, в котором сечение канала не соответствует параметрам подключаемого очага, камина либо печи, а также отопительным котлам, выпускаемым промышленностью.
Необходимость ремонта дымовых труб обычно возникает из-за плохой тяги. Важно заметить, как давно дымоход или труба стали плохо работать. Если это началось со времени сооружения печи, то возникает необходимость серьезных конструктивных изменений вплоть до перекладки трубы или ее реконструкции. Если дефект возник недавно, то исправления могут быть менее значительными.
Ухудшение тяги в дымоходе, ранее работавшем нормально, может быть вызвано засорением сажей, а также завалом кусками выпавшего кирпича и раствора. Это устанавливают осмотром дымохода и контрольным спуском в трубу гири на веревке (в месте завала гиря останавливается). Иногда такой завал пробивается ударом гири, падающей с большим ускорением. Если завал пробить не удается, разбирают стенку и удаляют завал.
Дымоход очищают от сажи метелкой, которую опускают вместе с гирей. Смолистую сажу приходится выжигать огнем, разводимым в прочистном отверстии дымохода. Горение происходит недолго, но бурно, поэтому необходимо присутствие представителя пожарного надзора.
Для предотвращения образования смолистой сажи промышленностью выпускается специальный состав «Противонагарная химическая композиция». Норма расхода 120-250 г на 1 т топлива.
Если прочистка дымовой трубы от сажи не дала положительного результата, следует искать другие причины.
Наиболее частыми причинами ухудшения тяги являются:
- малое сечение канала трубы;
- наклон от оси (уводя трубу более чем на 30° — для каминов и очагов прямоточного движения дымовых газов);
- выступающие кирпичи из кладки;
- неправильное подсоединение стального патрубка к стояку дымовой трубы;
- неправильно подсоединенного дополнительного очага — вновь построенного;
- прогар или разрушение стенки между двумя дымовыми стояками и с параллельно идущими вентиляционными каналами;
- неровной внутренней поверхности дымовых каналов;
- разрушение и выкрашивание кирпича из кладки, из-за применения для кладки стояка дымовой трубы кирпича не соответствующей марки (щелевого, дырчатого, силикатного и др.)»
Часто возникает задымление очага от задувания устья трубы сильными порывами ветра. Для предотвращения этого явления необходимо проверить состояние дефлектора над оголовком дымовой трубы, а при его отсутствии — установить. Если хорошей работе трубы мешают более высокие соседние здания, тяга в очаге может быть обеспечена наращиванием высоты трубы, вывести ее из зоны ветрового подпора.
Наиболее частой неисправностью дымовых труб является разрушение оголовка трубы, так как он подвергается воздействию метеорологических условий — дождь, снег, ураганный ветер. Оголовок трубы необходимо выкладывать на цементном растворе.
Обсуждение 0
Вы можете оставить свои комментарии, замечания, задать вопросы заполнив форму ниже